Воспитательная работа
Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний. В 2015-2016 учебном году педагоги нашего детского сада применяют в своей работе исследовательскую деятельность.
Организация оздоровительной работы с детьми раннего возраста в игровой деятельности
Назарова Анна Николаевна- воспитатель в ДУЗ ясли - сад «Мурзилка». Стаж работы в детском саду 2 года. Из них дважды была воспитателем в старших группах, а с августа этого года работаю воспитателем группы раннего возраста.
Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей ясельного возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательных навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты); развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, а также положительных нравственных, моральных и волевых черт личности. Для решения этих задач в детских яслях необходимо создать благоприятные гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми, организовать правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание детей на свежем воздухе, проводить закаливающие мероприятия.
Особенности организации оздоровительной работы в
группах раннего возраста.
I. Работа с детьми.
Задачи:
1. Создать условия для организации и проведения физкультурно-
оздоровительных мероприятий.
2. Обеспечить положительный эмоциональный фон при организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.
3. Обогатить двигательный опыт детей, активизировать их двигательную активность.
4. Развивать моторно-двигательный аппарат и координационные
способности детей.
5. Формировать правильную осанку у детей.
6. Воспитывать у детей желание и потребность заниматься активными видами деятельности.
7. Развивать желание действовать самостоятельно.
Формы работы:
1. Режим.
Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задаѐтся режимом дня.
Поэтому, режим дня в детском саду, несмотря на всю его строгость, должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации (плохую погоду, карантины, небольшое количество детей в группе и другие).
Варианты гибкого режима: специфика режима дня в случае неблагоприятной погоды заключается в том, что прогулочной зоной становится всѐ учреждение: дети могут совершить прогулку в «кинозал», где можно посмотреть мультфильмы или послушать аудиозапись сказки; спортивный или музыкальный залы, в которых можно организовать различные музыкальные и спортивные игры; сходить в гости к воспитанникам других групп и поиграть в их игрушки, тем самым день ребѐнка эмоционально насыщается. В групповой комнате в это время проводится сквозное проветривание и влажная уборка. Дети возвращаются в свежеубранное и проветренное помещение. Подобных прогулок в течение дня должно быть две, так же, как в обычных условиях.
В периоды повышенной заболеваемости увеличивается в режиме дня продолжительность прогулок и, наоборот, уменьшается количество и продолжительность деятельности с повышенными физическими нагрузками. Отдаѐтся предпочтение спокойным играм, чтению, музыкальных пауз. Потребность в двигательной активности реализуется на прогулке через организацию игр малой подвижности.
Если в группах мало детей, например, во время каких-либо каникул, то в режим дня вносятся следующие изменения: проводятся совместные физкультурные или музыкальные занятия; дети старших групп организовывают для малышей какие-либо игры, интересную деятельность. На прогулке детей объединяют для проведения совместных спортивных и подвижных игр.
У нас в детском саду используются индивидуальные корректировки в режиме в случаях тяжѐлой эмоциональной нагрузки конкретного ребѐнка в первые дни посещения детского сада. Для такого ребѐнка организовываются индивидуальные прогулки по учреждению. Для этого привлекаются не занятые на группах специалисты детского сада: организовывают с ним вне помещения группы индивидуальные игры, интересные для ребѐнка виды деятельности; инструктор по физической культуре поиграет с ним в мячик; музыкальный руководитель предложит послушать музыку и т.д. Подобные варианты режима дня эмоционально облегчают процесс пребывания детей раннего возраста в детском саду, в случаях нестандартных ситуаций.
2. Организация двигательной активности.
Специально организованные физкультурные занятия проводятся два раза в неделю инструктором по физической культуре совместно с воспитателем группы. Помимо традиционных занятий, для детей раннего возраста проводятся следующие виды занятий:
Занятие – путешествие. Такие занятия проводятся в адаптационный период, когда дети впервые посещают спортивный зал. Малыши из знакомой обстановки группы приходят в незнакомое им помещение, что вызывает у них психоэмоциональное напряжение. Для того чтобы это состояние сделать минимальным, воспитатель предлагает сходить в гости к какой-либо игрушке, которая живет в спортивном зале.
Ожидаемая встреча с игрушкой вызывает у детей положительный
эмоциональный настрой на посещение спортивного зала. Встретив детей, игрушка рассказывает им о том, что есть в спортивном зале, в какие игры можно играть и т.д.
Занятия – сюрпризы. На этих занятиях детей ждет сюрприз – новое спортивное оборудование, которое готовит для них уже знакомая детям игрушка. Игрушка рассказывает детям, как это оборудование называется, учит использовать его по назначению, знакомит с правилами пользования данным оборудованием. Например, дети впервые знакомятся с обручем: его показывают детям, называют, демонстрируют его свойства (катается, крутится), описывают его признаки (круглый, похож на колечко, цвет, размер и т.д.). Затем детям предлагается выполнить различные упражнения с обручем: подлезание в обруч, перешагивание через обруч, складывание мячиков в обруч и т.д. По ходу занятий воспитатель знакомит детей с правилами игры с обручем.
«Свободные занятия». На фоне спокойной музыки дети самостоятельно занимаются на знакомом спортивном оборудовании: осваивают несложную полосу препятствий, играют с мячами, и т.д. Основная цель таких занятий - помочь детям освоиться в спортивном зале, научить ориентироваться в нем, закрепить навыки детей по использованию спортивного оборудования по назначению.
Сюжетные игровые занятия. Данные занятия строятся на основе знакомой детям сказки или по вымышленному сюжету со сказочным героем, которого изображает воспитатель группы, помощник воспитателя или ребенок из подготовительной группы. Обязательное условие организации любых видов двигательной активности – организация двигательной паузы. Пауза проводится в форме дыхательной гимнастики или комплекса расслабляющих упражнений
3. Закаливающие мероприятия.
Известно, что дети раннего возраста особенно в адаптационный период очень чувствительны к простудным заболеваниям.
Поэтому, работая с детьми раннего возраста, не следует стремиться к проведению специальных закаливающих процедур. Однако организация игр, способствующих закаливанию детского организма, необходима.
Формы закаливания детей раннего возраста:
Организация игр с водой , в котором детям предлагаются различные варианты игр: пускаем кораблики или ловим рыбок в ванночках с теплой и холодной водой попеременно; игры с сырым песком (роем норки, печѐм пирожки). Помимо закаливающего эффекта, подобные игры имеют богатый
развивающий потенциал и вызывают у детей положительные эмоциональные ощущения.
Гимнастика после дневного сна: это комплекс упражнений, выполняемых под речитатив, лежа в кроватке.
Каждый режимный момент также используется для проведения
элементарных закаливающих процедур: облегчѐнная форма одежды на физкультурных и музыкальных занятиях, игры босиком перед и после сна, постепенное одевание детей после дневного сна и т.д.
II. Работа с родителями
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями физического развития детей данного возраста.
2. Актуализировать для родителей необходимость организации
двигательной активности детей.
3. Научить родителей элементарным способам закаливания детей в условиях семьи.
4. Научить родителей способам организации двигательной активности детей дома и на прогулке.
5. Формировать у родителей потребность в совместной двигательной активности с ребѐнком.
Примерная тематика проектов может быть такой:
Спортивные прогулки (фотоколлаж)
Зарядка вместе с мамой (фотоколлаж)
Книжки-малышки:
«Я люблю играть с мячом» (подборка игр с мячом, в которые любит играть малыш)
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (рассказ о системе закаливающих мероприятий в семье).
«Меню от Витаминки» (сезонное меню на неделю) и многие другие.
Копилка консультативных материалов для родителей. Это большая подборка консультативных материалов для родителей по всем аспектам физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста. Данные материалы хранятся в методическом кабинете и могут быть использованы для экспонирования на информационных стендах; для самостоятельного индивидуального прочтения, как родителями, так и педагогами; при подготовке к совместным медико-педагогическим совещаниям и родительским собраниям.
Советы по воспитанию креативности у детей:
· избегайте четкой формулировки проблемы, творческого задания;
· не обсуждайте именно творческое задание, а анализируйте некоторые общие моменты, которые вводят в проблему, уточняют ее содержание;
· предлагайте детям не останавливаться, когда появляются идеи, даже если им кажется, что задание выполнено;
· разделяйте на подпроблемы творческое задание, если ребенку не удается выполнить его полностью;
· предлагайте дошкольникам прибегать к аналогиям;
· будьте тактичными, изобретательными;
· стимулируйте проявления творческого воображения, остроумия, фантазии;
· совершенствуйте свое умение ставить вопрос, делать частичные подсказки, вносить уточнение, разъяснение, вставлять реплики, которые побуждают к поиску;
· то сужайте, то расширяйте поле поиска решения творческого задания;
· взвешенно анализируйте и подбирайте наиболее более оригинальные детские идеи;
· побуждайте воспитанников отказываться от наиболее очевидного способа решения задания; предлагайте искать новые направления и идеи;
· поощряйте детей каждый раз анализировать предмет внимания с неожиданной точки зрения;
· предлагайте детям проговаривать в процессе решения творческого задания идеи, которые возникли спонтанно;
· используйте разного рода вопросы, которые способствуют концентрации внимания детей (Кто? Что? Для чего ты это делаешь? Что ты хочешь сделать сейчас? Как ты собираешься действовать? Почему? Зачем?). Комбинирование вопросов дает большое количество информации;
· предлагайте детям найти в творческом задании противоречия, обойти препятствие, начать действовать из необычной позиции; использовать знакомое по-новому, что-то ослабить или усилить;
· рекомендуйте дошкольникам высказывать как можно больше мыслей по поводу одной ситуации (события, человека); выделять в них типичное и особенное, преимущества или недостатки, позитивное-негативное, интересное-неинтересное, привычное-необычное;
· время от времени предлагайте детям представить (изобразить) что-то в виде элементарной схемы.
Занятие 1. «В кукольном театре»
1. Разминка
Педагог. Ребята, вы были когда-нибудь в кукольном театре? Какой спектакль вы смотрели? Что вы видели там? А за кулисы, за занавес, за который уходят артисты, вы попадали? Хотите туда отправиться? Тогда возьмитесь за руки, и я поведу вас в сказочный мир кукольного театра. Пойте вместе со мною знакомую песню (ходьба змейкой по всему залу под песню «Маленькая страна»).
Наконец-то мы пришли. Помните, чем открывал потайную дверь Буратино? У меня тоже есть золотой ключик. Вот он, какой красивый, весь сверкает (педагог показывает воображаемый ключ). Вставляю ключ в замочную скважину, и дверь открыта (имитирует, сопровождая звуковым сигналом (музыка), колокольчик и т.п.).
Ребята, дверь мы открыли, а за ней темно-темно, ничего не видно. Я дам каждому из вас по свече. Держите крепко (прикасается к ладоням каждого ребенка). А теперь ее надо зажечь, а вы прикройте ладонью от ветра, чтобы не затухла (имитирует зажигание). Посмотрите вокруг. Светло стало?
Впереди лестница, она спускается вниз. Ну, что, вы не боитесь идти по ней? Тогда будем спускаться. Только свечи несите осторожно, не торопитесь, чтобы не упасть и никого не столкнуть (имитация движения вниз – ходьба с постепенным приседанием до корточек).
А теперь лестница поднимается вверх (ходьба с приседанием до полного роста). Все выше и выше.
2. Гимнастика
(Напряженно)
Бом-бом-бом! Это волшебные часы. Когда они пробьют 12, все куклы оживут. Здесь совсем светло. Задуйте свои свечи и поставьте на стол, возьмем их на обратном пути. Встаньте в круг подальше друг от друга, чтобы не мешать друг другу увидеть сказку. Покажите, как двигаются стрелки на волшебных часах. Согните руки в локтях перед собой. Руки-стрелки движутся то в одну сторону, то в другую. Тик-так, тик-так. Руки напряжены, стрелки сделаны из металла. «Бом-бом» – забили часы. Давайте все вместе сосчитаем до 12.
(Расслабленно)
Первыми ожили куклы бибабо, которых надевают на руку. Давайте я каждому надену на руку веселого Петрушку (воображаемого). Поиграйте пальчиками, чтобы задвигались руки и голова у Петрушки. Какой веселый Петрушка. А теперь вы сами стали куклами бибабо (педагог имитирует).
Наклоните голову, поздоровайтесь, как это делает Петрушка. Представьте, как сгибается и разгибается ваш палец, когда на него надета голова куклы. Разведите руки в стороны. Руки прямые, напряженные. Хлопните в ладоши. Петрушка танцует.
Поклонитесь зрителям. Петрушка кланяется низко. Тело как из тряпочки. Наклонитесь, руки и голова повисли, расслабились.
А еще в кукольном театре есть куклы-марионетки. У них все части туловища привязаны к веревочкам, а веревочки закреплены на палочках. За веревочки дергают, и кукла оживает. Мы с вами превратились в кукол-марионеток. Пока веревочки ослаблены, и все наше тело расслаблено. Ноги согнуты в коленях, все тело обмякло, голова повисла, руки как ниточки болтаются.
(Резко, напряженно)
Но вот дернули за одну веревочку, и поднялась голова, затем одна рука, другая, распрямилась спина, одна нога, другая. Стали дергать за все веревочки, сразу и у нас все задвигалось. Все напряжено: шея, руки, ноги, туловище. Представьте, как дергают за веревочки, которые привязаны к вашим рукам, ногам, голове.
(Кружение, застывание)
То мы как балерина, то мы как Пьеро. А теперь играем на скрипочке.
(Плавно, расслабленно)
Кукольный театр не может обойтись без Буратино. Давайте покажем этого маленького шалунишку. Он весь из дерева, твердый.
(Напряженно)
Папа Карло его только что сделал. Он стоит, расставив ноги, твердые как дерево, и руки такие же твердые. Спина, шея – деревянные. А на лице веселая улыбка.
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел – Ключик, видно, не нашел.
А теперь я превращу вас в тряпичную куклу Пьеро. Буратино веселый, а Пьеро грустный. Тряпичная кукла вся мягкая. Пьеро лежит на травке около дома Мальвины и мечтает о ней. Все тело у него расслаблено. Поднимает руку, а она у него падает, поднимает ногу, а она тоже падает. Он же сделан из мягкой ткани. Сел Пьеро, а его тело, как тряпочка, опять упало на травку. Все движения медленные. Как он зовет Мальвину?
Пропала Мальвина – невеста моя. Она убежала в чужие края.
Но что это за веселая музыка? (запись из м/ф «Буратино»). Скорее вставайте, давайте потанцуем, кто как хочет. Можете танцевать как веселый Буратино, или как нежная Мальвина, или как медлительный Пьеро, или как резвый Артемон.
3. Общение. Эмоции злости, проявление доброты, хитрости, мудрости
Педагог. Садитесь. Давайте отдохнем и немного поговорим. В сказке «Буратино» есть еще и лиса Алиса. Какая она? (Хитрая, обманщица, коварная.) Покажите, какая хитрая лиса. Глазки прищурила, губы сжала, лапки перед собой сложила. Говорит Буратино: «Миленький, добренький Буратино, хочешь, я тебя научу, как разбогатеть». Покажите по очереди хитрую лису. Как она крадется за Буратино на поле дураков; чтобы украсть у него деньги. Как она говорит; «Какое небо голубое...». А теперь давайте изобразим злого, беспощадного Карабаса Барабаса. Брови нахмурены, губы сжаты, зубами от злости щелкает, кулаки сжаты, ногам» топает, хлыстом размахивает, бородой трясет:
Всех поймаю, ключик отберу, Всех кукол в огне сожгу!
Похожи мы на злого Карабаса? Вы его боитесь? Давайте вместе скажем:
Злой, ужасный Карабас,
Не боимся больше вас
4. Поведение
Педагог. Ребята, а чья это песенка?
Затянулась бурой тиной
Гладь старинного пруда.
Ах, была, как Буратино,
Я когда-то молода.
Был беспечным и наивным
Черепахи юной взгляд.
Все вокруг казалось дивным
Триста лет тому назад.
Да, конечно, это песенка черепахи Тортилы. Какая она? (Старая, мудрая, добрая.) Почему старые люди мудрые? (Долго живут, много видели, много знают, умеют.)
Как Тортила помогла Буратино? (Открыла тайну золотого ключика.) Как Буратино разговаривал с мудрой Тортилой? (Дерзко, неуважительно.) Поблагодарил он ее за золотой ключик? Как нужно обращаться к старшим? В чем проявляется ваше уважение? Какую помощь можно оказать старым людям? Что вам советуют ваши бабушки и дедушки? Давайте разыграем сценку из сказки, в которой Буратино встречается с черепахой Тортилой (изображая мудрость и невоспитанность, терпение и вежливость).
5. Завершение
Педагог. Пора возвращаться в детский сад. Давайте потанцуем под веселую музыку из мультфильма «Буратино».
Педагог вместе с детьми танцует, изображая действия, по словам песни.
Занятие 2. «Встреча с Дюймовочкой»
1. Разминка
Педагог. Дети, хотели бы вы попасть в сказку? Но сначала попробуйте отгадать, что это за сказка. В ней говорится об очень маленькой девочке. Правильно. Сказка называется «Дюймовочка», и именно туда мы пойдем.
А вот и цветок, на котором сидела Дюймовочка (показывает воображаемый цветок в ладонях). Изобразите этот цветок с помощью своих пальчиков. Сомкните ладони, а теперь разводите в стороны, получился как бы бутон. Пошевелите пальчиками. Вот какие красивые цветы получились!
Понюхайте цветы, покажите, какой душистый аромат!
Я знаю, что Дюймовочка была очень маленькой. Покажите пальцами, какая она маленькая.
Прежде чем отправляться вместе с вами в чудесный сад около дома Дюймовочки, я хочу проверить, насколько вы внимательны. Вставайте в круг друг за Другом. Слушайте внимательно команды. Как только я скажу «великан», все вытягивают руки вверх, встают на носочки и идут по кругу; по команде «Дюймовочка» – приседают на корточки и идут гуськом; по команде «тропинка» – кладут руки на плечи впереди стоящего и продолжают идти все вместе.
Пока я проверяла ваше внимание, мы незаметно дошли до чудесного сада.
2. Гимнастика
(Напряжение)
Дети, прислушайтесь, слышите шаги? Они направляются сюда. Давайте спрячемся за кусты цветов (за стулья). Выгляните и посмотрите направо: нет ли там кого? А теперь налево, вверх на ветки деревьев, вниз в траву. Опять что-то зашуршало? Спрячьтесь, втяните шею. Шея напряжена. Давайте еще выглянем, посмотрим, кто же там? Интересно!
(Расслабление)
Выходите, не бойтесь, здесь никого нет. Это ветер играет листвой. Какой шалун. Расслабьте шейку, покатайте головку по плечикам. Шея, как ниточка, болтается легкая-легкая. Устала напрягаться, выглядывать из-за куста.
(Прыжки)
Ква-ква-ква. Кто это? Да это жаба скачет. Какая она большая, толстая, неуклюжая, в щеках как будто мячики, так надула их от важности. Хочет утащить в свое болото нашу Дюймовочку! Прыгайте за мной, как жаба! Бре-ке-ке, бре-ке-ке. Как пружинки прыгаем.
(Быстро, часто, со сменой направления)
Пока мы прыгали, жаба ускакала. Вон, вон она. Побежали за ней. А теперь туда (в другую сторону). Убежала!
(Напряжение)
А вот и подоконник, на котором в своей скорлупке грецкого ореха спит Дюймовочка. Представьте, что вы стали такими же маленькими, как Дюймовочка, и спите в скорлупке грецкого ореха. Ложитесь на коврики. В скорлупке так тесно – подогните ноги, руки сложите, ладошки под щеку. Сжались, чтобы поместиться в скорлупке. Все тело напряглось, как сжатая пружина.
(Расслабление)
Долго так не проспишь, ноги и руки затекут. Потянитесь хорошо, еще раз, еще. Выпрямите затекшие ноги и руки, спину. Вставайте, хватит спать.
А вот и жаба, которая от нас убежала. Она вскочила на подоконник, и скорлупка Дюймовочки, и наши скорлупки закачались.
(Плавно)
Возьмитесь по парам за руки, как будто вы колыбелька, и покачайтесь. Ноги расставлены, напряжены. Колыбелька то тихо качается, то сильно. Это жаба ворочается.
(Вращение)
Колыбелька так сильно раскачалась, что даже закрутилась на одном месте. Руки и ноги напряжены. То в одну сторону крутится, то в другую.
(Пошевеливание)
Вслед за жабой на подоконник за Дюймовочкой прилетел майский жук. Ж-ж-ж. Он с силой ударился и перевернулся на спину. Лежит и шевелит лапками, не может перевернуться.
(Быстро, часто)
Быстро-быстро, часто-часто шевелит.
(Свободное передвижение)
Но вот жуку удалось перевернуться, и он полетел, жужжа. Легко, свободно летит жук, громко жужжит. Летает по всей площадке:
Смотрите, а жук на спине унес от жабы Дюймовочку. Как хорошо, теперь жаба не утащит ее в болото, к своему гадкому сыночку, который только ест и спит.
3. Общение Эмоция отвращения, презрения
Педагог. Дети, давайте покажем, какая жаба мерзкая и противная. Посмотрите друг на друга, у кого самая мерзкая жаба? Какая она отвратительная! (Как вариант – сценка у майских жуков по отношению к Дюймовочке.)
Давайте прогоним, жабу: покричим громко, потопаем, состроим ей рожицу, чтобы она испугалась и ускакала. Жаба нас испугалась и ускакала.
Дети, а эта жаба не напоминает вам ребят, которые упрямятся, кривляются, капризничают, ведут себя некрасиво? В это время они так похожи на отвратительную жабу! Но мы не такие! Давайте друг другу улыбнемся и станем красивыми.
4. Поведение. Приятие и неприятие личности другого человека
Педагог. Когда жук унес Дюймовочку на большую березу и представил своим друзьям-жукам, то они начали смеяться над Дюймовочкой, пренебрежительно о ней говорить: «Какая маленькая! Какие тонкие ножки и их всего две. Совсем нет усиков, как у нас, и крыльев нет! Фу, какая некрасивая! Фу, какая гадкая! Не будем с ней дружить».
Покажите, как майские жуки говорили обидные слова Дюймовочке.
Дюймовочка заплакала. Ведь на самом деле она была очень хорошенькой. Но жукам она не понравилась, так как была не такая, как они.
Скажите Дюймовочке что-то хорошее, успокойте, позовите поводить с вами хоровод.
Дети, а у вас было так, что вы кого-то не принимали в игру, с кем-то не общались? (Обсуждение проблемы неприятия детей по разным причинам социальной изоляции.)
5. Завершение
Педагог. Все вы добрые друзья. Давайте поводим хоровод и споем песенку «Добрый жук» из сказки «Золушка»:
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.
Ты мой друг, и я твой друг, оба мы друзья.
Не боимся мы жука-
Старика, старика,
Мы попрыгаем слегка и закружим старика.
Пора возвращаться из сказки. До новых встреч.
Занятие 3. «Котята отправляются в путешествие»
1. Разминка
Педагог. Дети, у кого дома есть котята или кошка? Как его (ее) зовут? Как вы проявляете свою любовь к нему (к ней)? Я вижу, что вы очень любите своих маленьких друзей. А хотите сами превратиться в котят? Я ведь волшебница и могу это сделать. Сейчас я дотронусь до каждого, произнесу волшебное заклинание, и вы превратитесь в маленьких котят (воспитатель дотрагивается рукой или «волшебной палочкой» и произносит: «Мяу-мяу-мяукас, стань Котенком ты сейчас»).
Ах, какие милые котята у меня в гостях! Расскажите, котята, о себе: какого у вас цвета шерстка, глаза, как зовут (каждый ребенок рассказывает).
Еще не рассвело, все котята свернулись клубочком и спят. Но вот встало солнышко, и котята проснулись, потянулись. Хорошо тянемся, чтобы размяться после сна. Еще потянулись. Умывшись язычком, чтобы быть чистенькими. И пошли неслышно, мягко на своих лапках (по кругу друг за другом).
Остановились котята и стали звать свою маму все вместе. Как вы ее позовете? (Жалобно: «мяу-мяу».) Пришла мама, напоила котят молочком, и они замурлыкали. Как замурлыкали котята? (Довольно: «мур~мур».) Котята будто песенку поют.
2. Гимнастика
(Легко, на носочках, прыжки 6 раз)
Вот теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. Но впереди забор, и нам надо через него перепрыгнуть. Только тихо, чтобы мама-кошка не услышала и не оставила нас дома.
(Напряжение 1 минута)
А за забором ручей. Котята не любят воды. Давайте перейдем его по камешкам. Шагайте за мной. Следите внимательно. Наступайте только на камешки. Лапки напряжены, спинка прямая, все тело напряжено. А вдруг в воду свалимся? Все, перебрались!
(Расслабление 30 секунд)
Обрадовались котята, что перебрались через ручеек. Расслабили усталые лапки, спинку. Как ниточки висят лапки, спинка расслаблена, плечи опущены. Хорошо, приятно!
(Напряжение 1 минута)
Отдохнули? И снова в путь. А на пути большая гора! Как же нам пройти? Я вижу узкий проход. Втянули животики, вытянулись в струночку и боком протискиваемся в узкий проход. Я пойду первая, а вы за мною. Как струна все натянулись, чтобы пролезть, а то можно застрять, и мы вас не вытащим.
(Расслабление 1 минута)
Какие вы все молодцы, котята, все перешли на другую сторону горы! Но что здесь нас ждет? Надо быть осторожными! Давайте встанем на все четыре лапки и подкрадемся. Ступайте мягко. Лапки мягкие, спинки прогнулись. Смотрите по сторонам, что же там такое? Любопытные котята, все им интересно!
(Замирание 5 раз)
Какой-то шорох! Кто же там в кустах? Прислушайтесь, замрите, вытяните шейки, навострите ушки. Тс-тс-сс. Вроде никого. Давайте еще раз послушаем.
(Напряжение 5 раз)
Ква-ква-ква! Да это же страшная, большая жаба! Испугались котята, спрятались под куст. Свернулись клубочком, нос в лапки спрятали, почти не дышат.
(Расслабление)
Давайте расслабимся, посмотрим, ускакала жаба или нет? (Повторяется напряжение-расслабление.) Уф, наконец-то она ускакала и можно спокойно осмотреться.
3. Общение
Эмоции горя и печали
Педагог. Попутешествовали мы с вами, а ведь дома осталась одна мама-кошка. Мы ее не предупредили, убежали без спроса. Она переживает за нас, плачет, зовет: «Где же мои котятки-ребятки?! Может, с ними что-то случилось? Ой-ой-ой!» (Показывает педагог.)
Покажите, как горюет мама-кошка, как она плачет, зовет своих деток. (Дети изображают.)
Эмоции счастья, радости
Педагог. Давайте представим, что котята вернулись: «А вот и мы! Живы и здоровы!» Как же обрадовалась мама-кошка! Стала котят обнимать-целовать. Радостная, веселая, улыбается. Давайте покажем, как обрадовалась мама-кошка (в парах, изображая кошку и котенка со сменой ролей).
4. Поведение Упрямство, сочувствие
Педагог. Но пока мы еще не вернулись, и мама-кошка все еще горюет. Давайте ее пожалеем, погладим, обнимем, успокоим. (Педагог изображает кошку, а дети — котят.)
Один котенок заупрямился. Никак не хочет возвращаться домой. Он упал на пол, задрыгал лапками и закричал: «Не хочу, не буду! Не пойду домой!»
Покажите, как заупрямился котенок (изображают).
Дети, а красивый был котенок, когда заупрямился? Приятно на него было смотреть? А почему он не хотел идти домой?
Давайте скажем котенку: «Какой ты некрасивый, когда упрямишься! Не хотим с тобою дружить» (в парах со сменой ролей).
Посмотрите, котенок понял, что упрямиться плохо, и пошел вместе с нами домой. Его ведь тоже ждет мама-кошка.
Идите ко мне, мои котятки, я вас обниму, согрею, спою вам песенку. (Собирает вокруг себя детей, поет песню «Серенькая кошечка» или «Песенку друзей».)
5. Завершение
Пение с показом действий по тексту песни «Котенок и щенок».
Педагог. Мы все дружные котятки-ребятки. Пора возвращаться домой, в детский сад. Сейчас я вас превращу опять в детей: «Быть котенком хорошо, а ребенком лучше» (дотрагивается до каждого ребенка).
Понравилось вам путешествие? В следующий раз нас ждут самые интересные встречи, истории.
Занятие 5. «Прогулка в осеннем лесу»
1. Разминка
Музыкальное сопровождение «Звуки леса».
Педагог. Мы уже были летом в лесу, а сегодня отправляемся на прогулку в осенний лес. Ветер закружил нас в воздухе, поднял вместе с листвой высоко в небо, и мы летим, медленно приземляясь на пожелтевшую траву (имитация вместе с детьми). Вы чувствуете, как свеж и чист воздух? Сделаем глубокий вздох, расправим плечи.
Слышите, стучит дятел? Поверните голову направо. А слева журчит ручей, посмотрите. Поднимите голову вверх. Прямо над нами, на высокой сосне прыгает белка с ветки на ветку. Под ногами юркнул в норку мышонок, посмотрите.
Что вы еще увидели вокруг себя? (Выслушать варианты детей.)
Но мы не дети, а разноцветные осенние листочки с самых разных деревьев. Скажи, Саша, ты с какого дерева листочек? И какого цвета? (Всех детей.) Осень разукрасила нас разными цветами и оттенками.
Мы были листочками, а теперь сами их соберем в букет (сбор воображаемых листьев в букеты). Листья разбросаны по всему лесу. Похвалитесь своими букетами. Расскажите, из каких листьев. Ах, какие красивые букеты!
А сейчас соединим все букеты в один прекрасный большой букет. Встаньте в круг, а руку с букетом вытяните на середину. Вот какой большой получился букет!
Но что такое? Подул сильный ветер! Вы превратились в детей ветра, подуйте все. Наш букет разлетелся, листья закружились в воздухе (вальсовая музыка). Вы — листочки, покружитесь, разлетитесь во все стороны. Как красиво стало в лесу. Шалун-ветер собрал все листочки в большую кучу. Скорее собирайтесь, листочки.
Выберите самый красивый листочек и подарите кому хотите. Только есть одно правило. Дарить можно только тому, кому еще не подарили. Не забывайте благодарить.
Понюхайте листочки. Чем они пахнут?
2. Гимнастика
(Напряжение)
Дети, мы с вами очутились на полянке, где играют веселые зайчики. Зайчики встали в круг и забили в барабаны. Как сильно зайчики стучат! Лапки напряжены, твердые, не гнутся, как палочки. Напряжены мышцы в кулачках. А лицо расслабленное, свободное, улыбается. Живот тоже расслаблен, дышит.
А теперь зайчики расслабили кулачки, пальчики, убрали барабаны и громко затопали ножками по лесной дороге.
(Напряжение)
Что это ветки затрещали? Да это маленькие медвежата балуются. Легли на спину, обхватили колени лапами, прижали их к животику, голову подтянули к коленям и качаются, как на качелях, вперед-назад. Спинка напряжена, животик твердый, шея напряжена. Так расшалились, весело им!
(Расслабленно)
Накачались, устали, перевернулись на живот, голову положили на руки и стали болтать ножками. Шейка расслаблена, ноги легкие, двигаются свободно.
(Резко, быстро)
Ну, медвежата, вставайте. Хватит лежать. Ж-ж-ж. Что это? Да это медвежата разбудили пчел, которые заснули на зиму. Ох, какие они злые! Отмахивайтесь скорее от них, убегайте. Энергичнее отмахивайтесь, а то покусают пчелы.
(Плавно, медленно)
Убежали наконец-то от пчел. Мы в осеннем лесу, а грибы еще не собирали. Давайте соберем. Присядьте, рассмотрите хорошенько, чтобы не срезать ядовитый гриб. Раздвиньте мох, осторожно срежьте ножку гриба и положите его в корзинку. Соберите много грибов. Приседайте легко, смотрите внимательно.
3. Общение
Эмоции радости общения
Педагог. Холодно стало в лесу. Давайте разожжем костер. Собирайте хворост, сухие листья. Но этого мало! Чтобы огонь вспыхнул, нужно передать друг другу доброту и тепло наших сердец, горячие улыбки. Встаньте в круг. Я передаю тепло моего сердца, на моем лице загорается улыбка, и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее настроение. Я крепко пожимаю руку своему соседу. Когда тепло снова коснется моего сердца, моей руки, костер вспыхнет ярким пламенем. Поднимем руки вверх и подойдем ближе друг к другу в тесный круг. Чувствуете, какое горячее пламя? Вы согрелись?
Эмоции грусти, радости
Педагог. Понравилось вам в лесу? Мне тоже. Грустно возвращаться назад. Покажите, как вам грустно. Но мы еще обязательно вернемся сюда. Скорее улыбнитесь.
4. Поведение Жадность, щедрость
Педагог. Присядем у костра. Слышите? Кто-то плачет. Совсем рядом. Это зайчик плачет, потому что его обидел жадный пес, с которым он вместе живет. Послушайте про него стихотворение:
Жадный пес дров принес,
Воды наносил, тесто замесил,
Пирогов напек, спрятал в уголок
И съел сам: гам-гам-гам!
(В. Квитко)
Давайте, дети, покажем этого жадного пса. (Педагог читает стихотворение, а ребята имитируют действия.)
Дети, хорошо быть таким жадным? Почему?
Давайте испечем пирожки и угостим зайчика (имитация замешивания теста и выпекания пирогов; зайчика изображает воспитатель или ребенок).
Как вы угостите зайчика? Что скажете? (Проигрывание со сменой ролей.)
Какие вежливые, добрые, щедрые мои дети! Молодцы! Теперь зайчик не плачет.
5. Завершение
Нам пора уходить из леса. Надо задуть костер, чтобы не случился пожар. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, подуйте сильно-сильно на пламя. Посмотрите, пламя только сильнее разгорается! Ведь это огонь наших сердец и улыбок, а он никогда не погаснет. Возьмем его с собой. Протяните руки к огню и положите частичку тепла в сердце. Будем хранить его и водить дружно хоровод (любая детская песня о дружбе). Оставайтесь такими дружными всегда.